четверг, 5 ноября 2020 г.

Консультация по развитию речи

 

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОГИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Все звуки (буквы) русского языка делятся на 2 группы:

Гласные

Гласных звуков всего 6 — А О У Э И Ы, они тянутся, поются, воздух проходит свободно, ничто (губы, зубы, язык) не мешает. Гласные звуки обозначаются красным цветом

Гласных букв 10 — А О У Э И Ы Е Ё Ю Я

Согласные 

Согласные «свистят», «шипят», «рычат», «фырчат». Воздуху мешают свободно проходить язык, зубы или губы. Всего из в русском языке 21.

Согласные бывают: твердые и мягкие.

Синим цветом обозначаются твердые согласные, зеленым цветом обозначаются мягкие.

Согласные бывают:

Звонкие М М, Н Н’, Л Л’,Р Р’, В В’, З З’, Ж, Б Б’, Д Д’, Г Г’;

Глухие Ф Ф’, С С’, Щ, П П’, Т Т’, К К’, Х Х’, Ц, Ч, Ш.

Буквы Ъ и Ь знак обозначают твёрдость и мягкость впереди стоящих

Объяснение звукового анализа слова

В слове СОК – три звука.

  • Первый звук «С» - согласный (не поется), твердый, поэтому отмечаем его синим цветом 


  • Второй звук «О» - гласный (поется), поэтому обозначаем его красным цветом


  • Третий звук «К» - согласный (не поется), твердый, поэтому отмечаем его синим цветом


      В слове СОК – один слог, т.к. (один хлопок)


В слове ЛИСА – четыре звука.

  • Первый звук согласный, мягкий «ЛЬ», поэтому отмечаем его зеленым цветом

  • Второй гласный «И» - красным

  • Третий «С» -согласный, твердый, поэтому отмечаем его синим

  • Четвертый «А» - гласный, поэтому отмечаем его красным

       Получаем звуковую схему слова «ЛИСА»


Слоги

В словах столько слогов, сколько гласных звуков.

Вспомогательные средства определения количества слогов:

  1. Прохлопать количество слогов

  2. Отстучать слово по слогам

  3. Прием восприятия тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.

КА-ША, ПОЛ-КА, МА-ШИ-НА


Учимся составлять схемы предложения


|_ ___ ___ ___ .

Вертикальные линии

Обозначает, что первое слово в предложении пишется с большой буквы;

Точка

Обозначает выраженную законченную мысль;

Короткая полоска

Обозначает наличие в предложении «маленького слова (предлог: в, за, на, над, под…)

|__ ___ .(схема предложения, состоящего из 2-х слов)

Например: Маша пишет.

|_ ___ ___ ___ .

(схема предложения, состоящего их 4-слов)

Например: На суку сидит сова.

Вопросы для детей:

- Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово, второе и т.п.?

- Какое короткое слово?

Комментариев нет:

Отправить комментарий